Get Adobe Flash player

Календарь событий

Апрель 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Наши контакты

210036
Республика Беларусь, г.Витебск,
ул. Богатырёва(Билево-1), д. 3
тел. +375(212) 68-04-56
тел. +375(212) 68-04-59

e-mail: fantazy_bilevo@mail.ru
сайт: sad110vitebsk.by

 

Всем известно, что дети, ходившие в детский сад, к школе адаптируются лучше. Для них наличие коллектива и «предводителя», которого нужно слушаться уже считается нормой. Они могут уже справиться с завязыванием шнурков, легко заводить знакомства, а также активно вести социальную жизнь, в отличие от «оранжерейных» детей, которые являлись домашним центром вселенной, королевами кукол и командирами маленькой армии. Именно у таких деток, хотя у них хорошие успеваемость и поведение, в основном появляются трудности в школе. И их выбирают лидеры группы, чтобы потренировать собственное остроумие. Так в младшем возрасте больше дразнят за недостатки поведения или внешности, а вот подростки уже дразнят за необычные манеры, за мировоззрение, форму одежды, интересы и вкусы.

Что можно сделать?

Когда ребенок попадает в новый коллектив, то он попадает под пристальное внимание своих сверстников. Детские дразнилки и шуточные обзывалки вполне обычное дело в детской культуре, которые передаются из поколения в поколение. Но психике ребенка может навредить даже шутка. Новый коллектив для любого ребенка это эмоциональная нагрузка и стресс, родители должны это понимать и поспособствовать тому, чтобы ребенок в нем адаптировался.

Как бы там ни было, но разрешить эту ситуацию сможет только ребенок самостоятельно. В ваших силах только помочь ему полезным советом, так как ваше прямое вмешательство может лишь ухудшить ситуацию. Это никак не подействует на обидчиков, а после окончательно понизится статус ребенка в школе, и вероятнее ко всем другим дразнилкам добавится еще одна, к примеру, «маменькин сынок». Что, в конце концов, приведет к возможному его отдалению от вас, а там уже близко к так называемому «школьному неврозу». Учителя втягивать в конфликт тоже не рекомендуется, так как после того как за ним закроет дверь, в классе разгорится конфликт с новой силой. Самые распространение советы, которые дают родители – это дать сдачи или не обращать внимания, но они таят в себе опасность.

У жертвы, которую травят и дразнят в детстве, закладывается во взрослом будущем модель поведения, создается образ неудачника, «сиротки». У них сложится единственное оправдание – «во всем виноваты другие». Если ребенок не будет уметь справляться с дразнилками, они станут преследовать его на протяжении жизни.

Способы переломить ситуацию

1. Смех

Если ребенка дразнят, объясните ему, что его обидчики ожидают от него реакции на обидные и злые слова. Если это будет слезы или обида, то они только подольют масла в огонь. Скажите, что если в ответ на все насмешки будет смех, то это может помочь все изменить к лучшему, как бы ни было обидно и трудно. Вместе подумайте над тем, что злопыхатели столько тратят энергии и сил, чтобы стало плохо вашему ребенку, ну неужели стоит им уступать? Лучше посмейтесь от души над ситуацией.

Юмор – это наиболее эффективная реакция. Можно научить ребенка сводить ситуацию к шутке и не боятся своих обидчиков в возрасте 3–7 лет. К примеру, разыгрывайте с ним дома конфликтные ситуации при помощи игрушек, пальчиковых кукол. Объясните, что ответить задире можно смешным стишком, можно даже самостоятельно сочинить потешки в ответ:

· «Кто обзывается, тот сам так называется».

· «Шел крокодил, трубку курил. Твое слово проглотил, а мое оставил».

· «А я лесенку поставлю и все буквы переставлю».

2. Терпение и такт

Обязательно нужно объяснить ребенку следующее:

· на самом деле неприятности вовсе не у того, кого дразнят, а, наоборот, у самого обидчика;

· уверенный в себе человек никогда не будет указывать на недостатки других, даже если они есть на самом деле. Так что вероятнее причиной дразнилок является зависть, обидчик может себя вести не из-за недостатков вашего ребенка, а из-за его достоинств. Может быть, у вашей дочки красивее косички, чем у обидчицы, или мальчики больше на вашу дочку обращают внимания, а это раздражает соперницу;

· посоветуйте обратить внимание остальных одноклассников на сам факт зависти.

Объяснить это ребенку довольно не легко, поэтому необходимо проявить терпение, приводите убедительные примеры, не давите на него, а чаще и больше разговаривайте и повышайте ему самооценку. Поможет так же, если вы знаете, чье мнение для ребенка является авторитетным.

3. Игнорирование

Также очень хороший выход из ситуации – это полнейшее безразличие и безучастие, безэмоциональный подход и равнодушный взгляд на обидчика, в общем «полный игнор». Если у ребенка получится некоторое время никак не реагировать на все дразнилки и насмешки, то со временем злословые сверстники потеряют к вашему ребенку интерес, так и не дождавшись от него слез и истерик, переключатся на другой объект для развлечения, оставив его в покое.

Но такой подход может быть опасен тем, что закрепляется за ребенком позиция жертвы, так как он не дает отпор обидчику. И здесь уже нужен второй по популярности родительский совет это «дать сдачи», но и это нужно делать обдуманно. Тут должна быть следующая тактика – раз предупредил, два, ну а дальше удар в глаз. Иногда просто необходимо дать отпор с помощью кулаков, и в этом нет ничего плохого.

4. Внешность не главное

Если у вашего ребенка, конечно же, самого лучшего и талантливого, имеются сомнения по поводу своей внешности, то объясните, что внешность далеко не всегда красит и выделяет человека. Приведите ему в пример достижения известных личностей, которые имели незаурядную внешность, но добились определенных успехов в своей жизни благодаря своим другим отличительным чертам и талантам. Расскажите о Вудди Алене, Савелии Краморове и других.

5. Коммуникативное сближение

Помогите ребенку сблизиться с одноклассниками:

· «Турпоход» хорошо сближает людей совместное проведение досуга. Поспособствовать приобретению друзей и укреплению отношений может хорошо организованный выезд на природу вместе с классом.

· «Спортивная арена». Для более быстрой адаптации так же можно записать его в какую-нибудь секцию или кружок, куда ходят некоторые дети из класса.

Чего не следует предпринимать

Очень часто родители начинают ребенка учить не правильно реагировать на дразнилки – это давать сдачи или даже начинают действовать самостоятельно, забывая о том, что последствия могут быть не самыми приятными. Драка является не самым лучшим выходом из ситуации. Вы должны подумать о следующем – закладываются основы поведения в будущем с самого детства, вот почему важно уверить ребенка в том, что драка – это крайний выход из ситуации. Что кроме нее есть еще много других способов, которые действенны и менее радикальны, объясните все на примерах историй о звездах, известных людях, из фильмов.

Бывает, что ребенок, предупреждая нападки лидера, может взять на себя роль «придворного шута» при лидере, что позволяет ему оставаться в тени и под защитой. Но со временем, ребенок может раствориться в тени лидера и потерять свою индивидуальность. Объясните ему, что если он раз примерит на себя эту роль, то не сможет в будущем от нее отказаться, что его просто никто не будет воспринимать всерьез.

Не выход так же если ребенка дразнят и перевод в другую школу. Это решение можно принять лишь в самых крайних случаях, когда имеется угроза возникновения «школьного невроза», депрессивного состояния или нервного расстройства. Поскольку нет никаких гарантий того что в новом классе история не повторится заново, и ваш ребенок опять захочет поменять школу, так как в старом коллективе проблема не решилась, у ребенка просто получилось сбежать «с поля боя».

Чтобы ребенка не дразнили, вам нужно вместе тренировать чувство юмора и сочинять стихи. Помните, что выбрать правильную тактику нужно уже с первого класса, и она будет действовать на протяжении всего обучения. Это нужно сделать именно сейчас, не откладывать на потом, с детства закладываются черты характера, не через 3 или 5 лет. Будет куда сложнее восстановить стремительно падающую самооценку в будущем, чем с самого начала создать в классе хорошие отношения.

 

Материал подготовил педагог-психолог Балян В.В.